История Кронштадта.
Начало городу-крепости Кронштадт было положено в 1703 г. сооружением рядом
с островом Котлин искусственного островка с небольшой крепостью. Открытие
крепости состоялось 7 мая 1704 г., и она была названа Кроншлос - "коронный
замок" (немецкое Krone "корона, венец", шлосс "замок"). Но уже 12 мая был
опубликован указ "чтобы новопостроенную крепость, которая на острове Котлине,
никто каланчею и цитаделью не называл, а называли бы Кроншлот". Это название
из немецкого Krone + Schlot "1. труба; 2. каланча" или из голландского kroone
"корона, венец", slot "замок" и закрепилось в употреблении, а название Кроншлос
сохранилось только на медали, выбитой в честь открытия крепости.
В последующие годы крепость Кроншлот усиливается батареями и укреплениями
на острове Котлин. В 1723 г. на нём заложена центральная крепость, котораяпри освящении была наименована Кронштадт - "коронный город" (немецкое Stadt - "город").
В годы Северной войны 1700-21 неоднократно отражал нападения шведского
флота. С 1720-х - главная база Балтийского флота. В 1783 из Петербурга в
Кронштадт было переведено Адмиралтейство.
Здесь проходили службу флотоводцы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов,
Г.И. Бутаков, С.О. Макаров и др. На рейде Кронштадта были испытаны многие
виды морского вооружения и техники.
В Кронштадте снаряжались русские корабли, уходившие в кругосветные и дальние плавания.
Со 2-й половины 19 в. Кронштадт - один из центров революционного движения на флоте.
Остров Котлин был известен новгородцам с
древних времен, но современная его история началась с осени
1703 года, когда по указанию Петра I на маленьком
островке-отмели к югу от Котлина был заложен форт Кроншлот,
который перекрыл для потенциального противника главный
фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица
империи. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя и две
батареи на острове Котлин, вступили в строй. С этой даты ведет
отсчет своих лет Кронштадт. Вражеская эскадра, против которой
и сооружался город-крепость, не заставила себя долго ждать.
Уже через месяц к форту подошли шведы, но вынуждены были
отступить. По замыслу Петра город должен был стать не только
преградой на пути вражеских кораблей, но и базой Российского
Военного флота. С 1709 года на острове ведется строительство
складов и причалов для нужд флота. Несколько позже был создан
завод, на котором ремонтировались и достраивались боевые
корабли. В городе было построено 6 сухих доков и специальный
канал, по которому суда могли проникать в самый центр города.
В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя
Кронштадт. Петр считал город частью столицы. Здесь работали
лучшие архитекторы, был разработан перспективный план города с
широкими по столичному улицами и большими площадями.
Этапом в строительстве города стало наводнение 1824
года, когда вода поднялась на 3,5 метра, и город был полностью
залит водой, и многие корабли были выброшены на берег.
Деревянные здания пострадали от этого сильнее всего. После
наводнения акцент сместился в сторону каменного строительства.
В 1854 году англо-французская эскадра подошла
к городу, намереваясь пройти к Петербургу, однако вид
Кронштадских укреплений и многочисленных фортов вынудил врага
повернуть назад, хотя в то время укрепления не достигли еще
своей максимальной силы. К началу двадцатого века неприятеля
встречали мощные крепости и форты, построенные и постоянно
модернизируемые с учетом последних достижений военной науки,
17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на
северном и южном берегу Финского залива. Многие сооружения не
имели аналогов в мировой военной архитектуре. В городе
находился целый ряд высших военных учреждений и торговый порт,
который приносил казне огромный доход. Здесь грузы
перегружались с заморских судов на баржи и проходили таможню.
Далее груз отправлялся в Петербург. Позже город утратил свое
значение как порт. В строй вступил морской канал, который
позволил крупным судам доходить прямо до Петербурга. Сегодня в
связи с нехваткой портовых мощностей у России и строительством
дамбы, связавшей город и континент, снова появились планы по
развитию Кронштадстких портов, что сулит городу улучшение его
финансового положения. С Кронштадтом связаны яркие
страницы отечественного мореходства и кораблестроения и
российской науки. Первый российский пароход совершил
показательный рейс из столицы в Кронштадт, первый в мире
ледокол был построен на этом острове. В местном госпитале
впервые в России применили наркоз, здесь же открыли явление
отражения радиоволн от кораблей. Жители города
принимали активное участие в революционных событиях и, как и
вся страна, оказались разделенными на два лагеря. Часть
"революционных матросов" участвовала в волнениях 1905-1907
годов и в разрушении российской государственности в 1917.
Другая часть пыталась остановить ход колеса истории и подняла
мятеж (март 1921). Несмотря на героическое сопротивление
отрезанного от остальной страны острова, красные банды
ворвались в город, пройдя залив по льду, и устроили в
Кронштадте кровавую бойню.
Во время отечественной войны город
подвергался обстрелам с двух сторон. С севера находились
финские войска, с юга - немецкие. Однако, город не был сдан
врагу, хотя и понес тяжелейшие потери. Более того, мощные
орудия города-крепости наносили серьезный урон противнику,
поддерживали операции сухопутных войск. История города
связана с деятельностью многих выдающихся людей от
архитекторов до мореплавателей. Вот только краткий список
оставивших свой след в Кронштадте: Трезини, Баженов, Камерон,
Брюллов; Беллинсгаузен, Крузенштерн, Головин, Лисянский,
Сенявин; Бубнов, Макаров, Шиманский; Ушаков, Нахимов, Истомин,
Литке, Лазарев; Попов (изобретатель радио). На острове бывали
Пушкин и Карамзин, Жуковский и Гончаров, Даль и Короленко. С
городом связано творчество Айвазовского и Боголюбова.
Первая российская кругосветная экспедиция под
командованием Крузенштерна и Лисянского началась именно в
Кронштадте, отсюда же ушли в антарктическую экспедицию Лазарев
и Беллинсгаузен.
Сайт управляется системой
uCoz