История Кронштадта.



Начало городу-крепости Кронштадт было положено в 1703 г. сооружением рядом с островом Котлин искусственного островка с небольшой крепостью. Открытие крепости состоялось 7 мая 1704 г., и она была названа Кроншлос - "коронный замок" (немецкое Krone "корона, венец", шлосс "замок"). Но уже 12 мая был опубликован указ "чтобы новопостроенную крепость, которая на острове Котлине, никто каланчею и цитаделью не называл, а называли бы Кроншлот". Это название из немецкого Krone + Schlot "1. труба; 2. каланча" или из голландского kroone "корона, венец", slot "замок" и закрепилось в употреблении, а название Кроншлос сохранилось только на медали, выбитой в честь открытия крепости. В последующие годы крепость Кроншлот усиливается батареями и укреплениями на острове Котлин. В 1723 г. на нём заложена центральная крепость, котораяпри освящении была наименована Кронштадт - "коронный город" (немецкое Stadt - "город"). В годы Северной войны 1700-21 неоднократно отражал нападения шведского флота. С 1720-х - главная база Балтийского флота. В 1783 из Петербурга в Кронштадт было переведено Адмиралтейство. Здесь проходили службу флотоводцы Ф.Ф. Ушаков, П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, Г.И. Бутаков, С.О. Макаров и др. На рейде Кронштадта были испытаны многие виды морского вооружения и техники. В Кронштадте снаряжались русские корабли, уходившие в кругосветные и дальние плавания. Со 2-й половины 19 в. Кронштадт - один из центров революционного движения на флоте.

Остров Котлин был известен новгородцам с древних времен, но современная его история началась с осени 1703 года, когда по указанию Петра I на маленьком островке-отмели к югу от Котлина был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи. 7 мая 1704 года укрепления, включавшие в себя и две батареи на острове Котлин, вступили в строй. С этой даты ведет отсчет своих лет Кронштадт. Вражеская эскадра, против которой и сооружался город-крепость, не заставила себя долго ждать. Уже через месяц к форту подошли шведы, но вынуждены были отступить. По замыслу Петра город должен был стать не только преградой на пути вражеских кораблей, но и базой Российского Военного флота. С 1709 года на острове ведется строительство складов и причалов для нужд флота. Несколько позже был создан завод, на котором ремонтировались и достраивались боевые корабли. В городе было построено 6 сухих доков и специальный канал, по которому суда могли проникать в самый центр города. В 1723 году на Котлине заложили крепость и дали ей имя Кронштадт. Петр считал город частью столицы. Здесь работали лучшие архитекторы, был разработан перспективный план города с широкими по столичному улицами и большими площадями. Этапом в строительстве города стало наводнение 1824 года, когда вода поднялась на 3,5 метра, и город был полностью залит водой, и многие корабли были выброшены на берег. Деревянные здания пострадали от этого сильнее всего. После наводнения акцент сместился в сторону каменного строительства.

В 1854 году англо-французская эскадра подошла к городу, намереваясь пройти к Петербургу, однако вид Кронштадских укреплений и многочисленных фортов вынудил врага повернуть назад, хотя в то время укрепления не достигли еще своей максимальной силы. К началу двадцатого века неприятеля встречали мощные крепости и форты, построенные и постоянно модернизируемые с учетом последних достижений военной науки, 17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива. Многие сооружения не имели аналогов в мировой военной архитектуре. В городе находился целый ряд высших военных учреждений и торговый порт, который приносил казне огромный доход. Здесь грузы перегружались с заморских судов на баржи и проходили таможню. Далее груз отправлялся в Петербург. Позже город утратил свое значение как порт. В строй вступил морской канал, который позволил крупным судам доходить прямо до Петербурга. Сегодня в связи с нехваткой портовых мощностей у России и строительством дамбы, связавшей город и континент, снова появились планы по развитию Кронштадстких портов, что сулит городу улучшение его финансового положения. С Кронштадтом связаны яркие страницы отечественного мореходства и кораблестроения и российской науки. Первый российский пароход совершил показательный рейс из столицы в Кронштадт, первый в мире ледокол был построен на этом острове. В местном госпитале впервые в России применили наркоз, здесь же открыли явление отражения радиоволн от кораблей. Жители города принимали активное участие в революционных событиях и, как и вся страна, оказались разделенными на два лагеря. Часть "революционных матросов" участвовала в волнениях 1905-1907 годов и в разрушении российской государственности в 1917. Другая часть пыталась остановить ход колеса истории и подняла мятеж (март 1921). Несмотря на героическое сопротивление отрезанного от остальной страны острова, красные банды ворвались в город, пройдя залив по льду, и устроили в Кронштадте кровавую бойню.

Во время отечественной войны город подвергался обстрелам с двух сторон. С севера находились финские войска, с юга - немецкие. Однако, город не был сдан врагу, хотя и понес тяжелейшие потери. Более того, мощные орудия города-крепости наносили серьезный урон противнику, поддерживали операции сухопутных войск. История города связана с деятельностью многих выдающихся людей от архитекторов до мореплавателей. Вот только краткий список оставивших свой след в Кронштадте: Трезини, Баженов, Камерон, Брюллов; Беллинсгаузен, Крузенштерн, Головин, Лисянский, Сенявин; Бубнов, Макаров, Шиманский; Ушаков, Нахимов, Истомин, Литке, Лазарев; Попов (изобретатель радио). На острове бывали Пушкин и Карамзин, Жуковский и Гончаров, Даль и Короленко. С городом связано творчество Айвазовского и Боголюбова. Первая российская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского началась именно в Кронштадте, отсюда же ушли в антарктическую экспедицию Лазарев и Беллинсгаузен.

Назад

Сайт управляется системой uCoz