Один из лучших кронштадтских экскурсоводов по
фортам - это сотрудник военной "Морской газеты" Николай
Комаров. Он может рассказать практически про любой из фортов,
достаточно положить перед ним карту, перепечатанную из
знаменитой книги Раздолгина и Скорикова "Кронштадтская
крепость". Эта карта дает полное представление о системе
фортов, поскольку на современных картах отмечено не все, да и
названия кое-какие перевраны.
Думаете, почему дамбу, призванную защищать нас от
наводнений, построили именно в том месте, а не в другом?
Потому что она проходит через ряд фортов - Северные батареи.
Внимательный посетитель Кронштадта
заметит, что дорога по дамбе просто проходит через несколько
фортов, а другие оказываются в очень незначительном отдалении.
Когда-то эти форты защищали подступ к столице с северной части
залива. Впрочем, залив в этих местах когда-то считался
абсолютно непреступным по причине мелководья - крупное судно
там не могло пройти. Со временем залив стал углубляться, тогда
и возникла потребность в северной цепи фортов, поэтому они
значительно младше по возрасту южной цепи, которая уходит к
Ораниенбауму - там был главный фарватер и именно там вражеские
корабли пытались прорываться к Петербургу.
Первый из фортов, который попадается на дороге из Питера в
Кронштадт
на самом деле - Седьмой северный, потому что нумерация ведется
от Котлина. Все они номерные, но Четвертый имеет и собственное
название - Зверев. Водители кронштадтских маршруток любят
рассказывать пассажирам страшные байки про секретные
лаборатории, якобы имевшие место на этих фортах после потери
ими боевого значения. Действительно, из одного форта торчит
черная железная труба. Возле пары других - какие-то
полузатопленные суденышки.
На самом деле на некоторых фортах Северной цепи просто
испытывались пирогели - это разновидность напалма. И в
казематах можно увидеть потрясающую картину: сталактиты из
кирпича, который когда-то плавился и стекал с потолка, потому
что пирогели создают адскую температуру, до 2 тысяч градусов.
На самом острове Котлин тоже есть форты: это "Риф", очень
крупная система батарей "Шанц", "Константин" и "Петр I",
соединенный с берегом дамбой. И "Риф", и "Шанц" были построены
перед Первой мировой войной, то есть уже с применением бетона
и с расчетом на полутонные снаряды противника. Того же времени
форты "Обручев" и "Тотлебен", поставленные севернее Северных
фортов, - они гораздо крупнее и мощнее старых сооружений.
Примерно в это же время были сооружены два южных береговых
форта - "Серая Лошадь" и "Красная Горка" возле поселка Большая
Ижора напротив маяка Толбухин.
По дамбе до форта "Петр I" из Кронштадта
была проложена узкоколейка - вообще на острове была целая
железнодорожная сеть. Здесь было 4 паровоза и несколько
паровозов, даже дедушки некоторые живы, которые работали на
паровозиках - возили боеприпасы. Например, везли боекомплект
для форта "Риф" - на одну батарею требовалось тонн 60
боеприпасов, это на спине не перетащишь.
Между прочим, на "Кроншлоте" служил в свое время
Кюхельбекер, и Пушкин, которому в Петербург был въезд заказан,
приезжал под видом купчика к своему Кюхле.
Кронштадт
ведь был купеческий город, здесь купцы жили, шла интенсивная
торговля. И Пушкин с Кюхлей развлекали купеческих дочек всем,
чем могли. Говорят, что Пушкин здесь жил в течение 4 месяцев,
его биографы отмечают: уехал в Петербург, а в Петербург не
приехал, не мог, где же он остался? Да у Кюхельбекера,
которому Пушкин посвятил множество стихов. А Кюхля, будучи
инженером крепостной артиллерии, выезда из Кронштадта
нарушал устав, принимая Пушкина.
Кому принадлежат форты - дело темное. Когда-то они
все принадлежали военным. Теперь большая часть их находится в
ведении администрации Кронштадта
но средств на их восстановление не отпускается вовсе - не из
чего. Больше других повезло "Константину". Общественная
коммерческая организация "Морская лига" взяла форт в аренду и
стала водить туда экскурсии. Сначала в Кронштадте
думали, что "Лига" все разворует, а потом выяснилось, что форт
восстанавливают, приводят в порядок. Правда, посещают его в
основном финны, ахают, охают, пьют водку, лазают по казематам,
проникаются мрачным величием форта и укатывают (кто по морю,
кто посуху) на родину. Для них на "Константине" даже указатель
поставлен: Хельсинки - туда. На деньги, оставленные
благодарными туристами, "Морская лига" и восстанавливает форт,
причем довольно успешно.
На прочие форты тоже можно попасть без специального
разрешения, было бы на чем. Нельзя побывать только на Северной
первой батарее, на "Петре I", с известными ограничениями на
"Кроншлоте" и на "Рифе". Там сейчас находится дивизион
ракетных войск. "Полузакрыт" "Обручев" - летом вы его не
сможете посетить, а зимой пожалуйста, по льду, как многие
рыбаки и делают (тамошние воды - сплошной военный полигон, но
зимой там все замерзает). Возле "Обручева", кстати, проходит
граница выживаемости рыбаков-подледников: если кто зашел
дальше этого форта, все, назад дороги нет, оторвет течением и
унесет в Швецию.
Существует интригующая легенда, будто между фортами
проложены подземные ходы, по которым могла пройти лошадь с
повозкой, чтобы скрытно доставлять припасы и людей на форты.
Якобы только военные препятствуют проникновению в эти тоннели,
а то там можно было бы погулять. К сожалению, все специалисты
эту легенду опровергают. Во-первых, у нас очень нехорошие
грунты, с плывунами. Во-вторых, форты намеренно поставлены
недалеко друг от друга - примерно на 2 с половиной километра,
- чтобы было проще по воде, чем под землей. К тому же,
справиться с таким инженерно-техническим заданием во время
постройки фортов было просто нереально, а главное - совершенно
незачем.
Среди фортов, расположенных к югу от Много толков ходило последние 10 лет о форте "Тотлебен"
(ближайшем к Сестрорецку), на котором живет смотритель
Шевченко, всеми гонимый, но несгибаемый. На самом деле
смотрителем его никто туда не ставил и все, что делает
Шевченко на форту - это его личная инициатива. Хотел он
хорошего: сделать базу для яхт, принимать иностранных
туристов, на выручку восстанавливать форт. На самом деле пока
что на "Тотлебене", по словам Николая Комарова и
многочисленных его кронштадтских коллег, есть личный дом
Шевченко, личный огород (на месте воинского кладбища), личная
баня. А куда подевались старые орудия, всякие штучки из
цветного металла и кабель, который был проведен из
Сестрорецка, никто не знает. Все кронштадтские военные
начальники говорят: "Шевченко - такой классный мужик, у него
такая классная уха, такой классный шашлык, такая замечательная
водка и так ее много". Но яхтенной базы балтийского масштаба,
которую собирался возводить Шевченко, вы на "Тотлебене" не
найдете. Просто человек зарабатывает себе деньги, пользуясь
тем, что форты как бы ничейные.
Форты безбожно разворовываются. Все, что можно спереть из
цветного металла - сперто. Особенно пострадали форты Южной
цепи, близкие к Ораниенбауму. В 60-е годы по варварскому указу
Хрущева в переплавку отправили и чугунные детали фортов -
решетки, ворота, двери казематов, пушки, вообще все, что можно
было отодрать. Ухитрялись переть даже гранитные плиты,
которыми были облицованы форты снаружи. Каждая такая плита -
готовый надгробный памятник, без труда и забот. Тысячи таких
кусков гранита-рапакиви украли кооператоры-могильщики в начале
90-х годов. Милиция никого не ловит - за все время
"демократии" не было ни одного случая поимки и наказания
воров.
По поводу нынешнего состояния фортов Николай
Комаров грустно говорит: "Мы не умеем хранить то, что у нас
есть, а ведь надо сохранить эту уникальную цепь
фортификационных сооружений - она представляет не столько
материальную ценность, сколько духовную. Такого нигде в мире
нет. Где-то Тулоном где-то есть форт, напоминает форт
"Александр I", - конструкция примерно такая же, но наш
побольше, чем Байярд. Просто у французов один-единственный
форт, для них это экзотика. А для нас - нет. У них туристы
платят бешеные деньги, чтобы побывать на этом форту. Если бы у
нас был развит туризм, как в цивилизованных странах, форты
кормили бы весь Кронштадт
и окрестности."
Татьяна Хмельник